РЖД, «Первый канал» и «Аэрофлот» в ближайшие годы не приватизируют

Министерство финансов предлагает включить в трехлетнюю программу приватизации ряд крупнейших российских компаний, пишет Интерфакс со ссылкой на собственный источник. Опрошенные Russian Deadline эксперты сходятся во мнении, что сейчас не самое лучшее время для продажи государственных активов, поэтому до реальной приватизации дело не дойдет.

Минфин заявляет о целесообразности включения целого ряда крупных компаний в трехлетний план по приватизации, говорится в сообщении. Среди потенциальных лотов на продажу: ПАО «Аэрофлот», АО «Зарубежнефть», «Государственная транспортная лизинговая компания», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и АО «Первый канал». Большинство компаний уже были включены в такой план в 2014 году, однако в 2017-ом их оттуда исключили.

Доктор экономических наук Алексей Михеев считает, что сейчас не самое удачное время для продажи государственных активов, а затягивание процессов приватизации может говорить о поиске наилучшего инвестора.

«Любая приватизация приносит казне доход, а компания получает стратегического инвестора, новые технологии и много других бонусов. Однако, есть и обратная сторона: если приватизацию провести неправильно, то это может привести к сокращению рабочих мест, перетоку технологий к конкурентам, а сама компания может быть и вовсе ликвидирована. Поэтому, затягивание этих процессов может говорить о тщательном поиске подходящих инвесторов для компаний», — говорит Михеев.

С другой стороны, сейчас не самое лучшее для продажи государственных активов исходя из внешнеполитической ситуации, экономических санкций и отношения к России на международной арене, считает Михеев. Этой же мысли придерживается и эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров. Он заявил Russian Deadline, что активы нужно продавать на растущем рынке, а не на падающем, как сейчас. Впрочем, он считает, что в контексте «Аэрофлота» от приватизации больше всего выиграет сама компания.

«Если государство надумает продать „Аэрофлот“, то вряд ли это будет полная продажа, скоре они оставят себе 25% плюс одну акцию в качестве блокирующего пакета, чтобы избежать серьезных рисков, — говорит Гусаров. — Впрочем, от приватизации компания выиграет, у государства больше не будет рычагов поручать выполнять какие-то невыгодные для коммерческой компании задания вроде покупки каких-то отечественных самолетов. Проще говоря, увеличится коммерческий потенциал авиакомпании».

Сомневается в скорой приватизации «Аэрофлота» эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. Об этом он рассказал в беседе с Russian Deadline.

«Приватизации „Аэрофлота“ в ближайшие годы не будет. Пока авиакомпания получает компенсационные платежи от иностранных компаний за использование воздушного пространства и направляет их государству, то ни о какой приватизации речи идти не может», — говорит Крамаренко.

Впрочем, добавление пакетов крупных компаний в план приватизации не означает обязательную их продажу в отведенный период, говорится в сообщении. В плане четко прописано, что продажи происходят «на основании отдельных решений президента и правительства».

Владимир Онищенко