Минтранс разработал платную программу реабилитации отстраненных от работы пилотов. С 2014 года в РФ лишили прав около 500 летчиков

Андрей Дубровский

С 2014 года российские авиационные власти отозвали лицензии около полутысячи действующих пилотов. Теперь отстраненным от работы летчикам предлагают за свой счет пройти переподготовку для восстановления в профессии. Программу реабилитации для лишенных прав летчиков сейчас рассматривают в Министерстве транспорта России, документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Предполагаемая стоимость обучения, по оценкам знакомого с программой пилота, может составить до 1 млн рублей.

Курс предназначен для коммерческих пилотов (могут работать в авиакомпаниях), которые ранее уже прошли полный цикл подготовки, но впоследствии их документы были аннулированы. С 2014 года в России несколько раз массово лишали пилотов свидетельств. В общей сложности от работы отстранили порядка 500 гражданских летчиков. По версии авиационных властей, при подготовке этих специалистов были допущены нарушения.

Теперь летчикам предлагается прослушать 260 часов теории, пройти подготовку на специальных тренажерах. Помимо этого нужно будет пройти летную подготовку на 4-местных легких самолетах Diamond DA42NG общей продолжительностью в 40,5 часов. По словам знакомого с инициативой пилота, такие самолеты есть в Ульяновском институте гражданской авиации и государственном университете гражданской авиации Санкт-Петербурга. Сейчас эти борта требуют ремонта, который как раз можно будет провести за счет пилотов-лишенцев, говорит собеседник Russian Deadline. По его мнению, большинство летчиков, лицензии которых были отозваны, уже прошли повторное обучение в госучреждениях или уехали за границу получать свидетельство пилота международного образца.

Пилоты вряд ли смогут совмещать такую подготовку с работой — в программе предусмотрены 6 занятий в неделю по 8 академических часов. Отмечается, что кандидатами на переобучение станут летчики, которые уже прошли в учебных заведениях летную подготовку в объеме 150 и более часов (необходимый по закону налет).

Программа была разработана в Министерстве транспорта по приказу главы ведомства Евгения Дитриха. Russian Deadline связался с Сергеем Симаковым из Минтранса, который указан ответственным за разработку проекта. Он заявил, что программу разрабатывали в Росавиации, а в Минтранс документы передали на согласование. После того, как предложения изучат в министерстве, их направят на сверку в Минюст, добавил собеседник.

В программе отмечается, что ее реализация не потребует расходования государственных средств: это означает, что летчики будут сами платить за свое обучение. По мнению пилота, знакомого с историей разработки программы реабилитации летчиков, прохождение курса может занять от нескольких месяцев до полугода и обойтись авиаторам в сумму до 1 млн рублей.

Собеседник напомнил, что реабилитация летчиков обсуждается в Минтрансе и Росавиации с прошлого года.

С 2014 года в России лишили лицензий около полутысячи действующих пилотов. По версии властей, при подготовке специалистов были допущены нарушения.

Массовые отзывы прав у летчиков начались после крушения Boeing в Казани в 2013 году. Тогда Следственный комитет выяснил, что авиационные власти выдали более двух сотен пилотских свидетельств уже закрытому учебному центру, который их продавал.

Глава СК Александр Бастрыкин доложил о незаконно выданных Росавиацией документах президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Следователи потребовали от Росавиации проверить подготовку пилотов, в результате чего лицензий лишились 80 человек.

После этого авиационные власти закрыли большую часть частных авиационных учебных центров в России и единственное в стране частное авиационное училище — ЧЛУГА (ЧелАвиа). Под удар также попал Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), который по договору с ЧЛУГА обеспечивал теоретическую подготовку пилотов (летную практику учащиеся проходили в училище).

Очередным поводом для проверок и массовых отзывов лицензий стала катастрофа самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» (прекратила полеты) в Подмосковье в феврале 2018 года, в результате которой погиб 71 человек. Второй пилот рухнувшего самолета Сергей Гамбарян проходил обучение в ЮУрГУ. Претензии Генпрокуратуры к учебному заключению заключались в том, что у вуза не было сертификата авиационного учебного центра. Однако этот документ был у ЧЛУГА, по договору с которым вуз совместно готовил пилотов. Но еще в сентябре 2017-го суд запретил училищу готовить пилотов.

Андрей Дубровский