Риск стоит дороже: ФАС выявила рост цен на билеты на Superjet

По данным Федеральной антимонопольной службы, средняя стоимость авиабилетов на самолет Superjet на 20% выше, чем на других самолетах с аналогичными маршрутами. Основная причина этого – простой лайнеров, а также высокие расходы на их обслуживание и ремонт. Кроме того, по информации РБК, более высокие цены на билеты устанавливаются на маршрутах, где основной перевозчик — «Аэрофлот», и у него нет серьезной конкуренции с другими компаниями (например, Москва — Волгоград или Москва — Махачкала).

Риски с Superjet

Вокруг самолета Superjet регулярно разворачиваются скандалы и трагедии. Одна из последних произошла 5 мая. В результате жесткой посадки в аэропорту Шереметьево загорелся пассажирский лайнер, выполнявший рейс «Аэрофлота» Москва-Мурманск. На борту были 78 пассажиров и членов экипажа, 41 человек погиб. На сайте ФАС отмечается, что и у иностранных авиакомпаний есть проблемы с российским лайнером. В марте мексиканская компания Interjet обратилась к российской стороне за помощью, так как у Superjet 100 сломались двигатели. А ирландский перевозчик CityJet — единственный в Eвропе эксплуатант российского лайнера — отказался от этих самолетов.

Однако в России не собираются отказываться от SSJ, объясняя это тем, что в разработку отечественного самолета вложено слишком много денег и ресурсов. Кроме того, отечественный авиалайнер реализует государственную программу импортозамещения.

Программа импортозамещения

Министерство промышленности и торговли РФ регулярно выделяет ресурсы на научно-исследовательские и конструкторские работы по программе «Сухой-Суперджет». Весной 2019 года было выделено 3,5 млрд рублей. А год назад, в августе 2018 года, на улучшение характеристик надежности самолета из бюджета было выделено 1,9 млрд рублей. Также проводился ряд опытно-экспериментальных и научных работ на сумму более 1,3 миллиарда рублей.

В настоящее время компанией АО «Гражданские самолеты Сухого» продолжается модернизация Superjet 100. Согласно Единой информационной системе в сфере закупок, одна из последних работ касалась разработки и изготовления VIP-интерьера пассажирского салона и составила 169 млн рублей. А в прошлом году на разработку и изготовление интерьера повышенной комфортности пассажирского салона самолета было потрачено 518 млн рублей. Около 1 млрд рублей было потрачено на изготовление запасных частей для Superjet 100. Несмотря на такой внушительный и дорогостоящий объём работ, авиаэксперты называют самыми слабыми местами самолета не интерьер, а двигатели и шасси. Однако такие работы пока не проводились. С прошлого года идет формирование перечня поставщиков для дальнейшего сотрудничества в рамках модернизации авиалайнера.

Между тем, сейчас в парке перевозчика — компании «Аэрофлот» 49 лайнеров, еще 100 должны поступить к 2026 году. И неспроста. Ведь более 50% акций ПАО «Аэрофлот» принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Данная информация размещена на официальном сайте компании.

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, в среднем стоимость билетов на Superjet рассчитывается, как 7 руб. за кресло-километр, тогда как на других лайнерах — 4 руб. за кресло-километр. Учитывая, что весь проект «Суперджет» нацелен на импортозамещение в авиации, представляется целесообразным пересмотреть систему субсидирования государством авиаперевозок. Т.е. субсидировать перелеты, не только связанные с Дальним Востоком и труднодоступными зонами, но и связанные с Superjet 100.

Анастасия Вырикова