Президент НКО "Верум" Владимир Горелов проводит небольшой экскурс в историю: как заранее готовились к похоронам в разные времена.


Готовь гроб смолоду

Каждый из вас знает, что, когда человек умирает, вне зависимости от того, кремируют его или похоронят в земле, заказывают гроб. А кто-нибудь задумывался, почему используют гроб? Для чего он нужен и откуда появился?

А зачем мне знать о том, что сейчас меня не касается, спросите вы. Усложнять себе жизнь знаниями о каких-то давно ушедших традициях?

Да, в современном мире мы привыкли смотреть вперед и жить сегодняшним днем, но ведь идя вперед, мы всегда оглядываемся назад, и это не избитое клише, а простая истина. Деятели культуры, политики, инженеры, доктора, все без исключения обращаются к прошлому, для открытий в будущем. И если вы не собираетесь совершать переворот в похоронном бизнесе, то узнайте о культуре хотя бы для того, чтобы не быть обманутым.

Начнем с того, что первоначально гробов не было. На просторах интернета сказано, что в IV веке ушедших не хоронили в земле, а сжигали. Их прах помещали в специальный сосуд. Сосуд ставили на землю, а над сосудом делали небольшой навес. Спустя всего лишь два столетия, для захоронения выкапывали небольшую ямку, опускали туда сосуд, делали также небольшой навес, после чего закапывали всю конструкцию.

Носил ли этот обряд духовный смысл сказать сложно, однако если говорить о духовности, стоит остановиться на крещении Руси. Именно после этого момента, захоронения приобретают не только практический смысл. Церковь, придумывая новые обряды говорит, что тело человека — это семя будущего, а гроб или как говорили тогда домовина (от словосочетания дом для умершего) его оболочка. Так появились первые гробы.

Конечно, такая красивая история не могла не понравится людям, в связи с чем, каждый житель хотел сделать для себя самый, на его взгляд лучший и красивый «последний дом». В лесу выбиралось лучшее дерево, вырубалось, долго обрабатывалось. Традиция превратилась в масштабные соревнования, которые в свою очередь наносили колоссальный вред лесу.

Чтобы гроб не стоял зря и не звал к себе покойников, его засыпали зерном или складывали в него ненужные вещи. Все что угодно, только чтобы не пустовал. Иными словами, гроб при жизни был для его хозяина своеобразным чемоданом.

Кстати, еще один интересный факт, что саван, на тот момент еще белая простынь, а сейчас известное нам покрывало, было не дополнение к гробу, а его заменой. Так, в саване хоронили тех, кто по каким-то причинам не сделал себе гроб.

Спустя еще несколько столетий появляются гробовых дел мастера. В то время их называли грободелами или гроботесами. Профессия была востребованной, конкуренция большая, а посему, каждый мастер старался чем-то удивить, придумать что-то новое. Так гробы стали оббиваться тканью, появились узоры, фурнитура и многое другое. Профессия буквально перерастала в новое искусство, но не надолго.

С приходом Петра Первого, который во всем искал практический смысл, производство гробов приостановилось. Все мы хорошо знаем, что Петр недолюбливал церковь, а уж тем более ее традиции и обряды. Не получив логического объяснения, на вопрос зачем тратить благородное дерево на гроб, Петр и вовсе запретил изготавливать гробы из цельных кусков дерева. После его указа гробы делали только из дешевой еловой доски.

После смерти Петра Первого гробы снова начали изготавливать из цельных кусков дерева. Гробовых дел мастера после стольких лет затишья, с жадностью принимаются за работу. В 1762 году правление переходит в руки Екатерины II. К этому моменту прошло тридцать семь лет со дня смерти Петра Первого, и гробовщики вновь обрели былое мастерство.

«Ворон — печальный сидит на дубу. Спит Белоснежка в хрустальном гробу», - писала Марина Цветаева в стихотворении Александру Давидовичу Топольскому «Белоснежка». И действительно, чего только не придумали в то время, разве что до хрустальных гробов руки не дошли. Пытаясь превзойти друг друга и удивить покупателей, мастера берут для своих работ самые разнообразные дорогие материалы. В ход идет все: бархат, золото, лакировка, резьба, даже накладки со священными изображениями.

Гробы стали настоящим произведением искусства. Авторы своих, не побоюсь этого слова шедевров, не стесняясь выставляли их на показ. В то же время появляются агенты, охотно продававшие гробы живым. Донимали на каждом углу. Предлагали себе, ребенку на будущее, родителям чтобы потом не бегать. До того гробовщики вышли из-под контроля, что даже вышел приказ от губернатора, который призывал их успокоиться и прикрыть свои выставки. Мирные жители вздохнули с облегчением, а вот мастера гробов очень обиделись. Посчитали что их сравнивают с палачами и вовсе ни во что не ставят. А они всего лишь помогают людям. Оправдывались гробовщики как могли, но прекращать и не думали. В ход пошел шелк, накладные кресты, хитро выдуманные узоры с позолотой, изображение небесных существ и многое другое. Добрались и до хрусталя. Появились первые гробы на подставках из чистого хрусталя, а также гроб на цепочках.

На 18 век выпала, и такая напасть как «мнимая смерть», она же летаргический сон. В связи с чем, в конце 18 века появляются «безопасные гробы». Их начали делать после того, как появилось колоссальное количество людей, боящихся быть похороненными заживо. Из гроба торчала трубка, через которую человек мог дышать. В более дорогих моделях был звоночек. Еще были модели «VIP». В них был не только колокольчик и трубка, но и запас еды и воды.

Более того, смотрители кладбищ или священники были обязаны каждый день проверять свежие могилы и слушать, нет ли криков или звонка, а также принюхиваться к трубке. Если через 3-4 дня после захоронения слышно трупный запах – все нормально, если же его нет – заживо похороненный. После чего человека в срочном порядке откапывали.

А в 1917 году происходит революция, которая уносит жизни тысячи людей. Тут не до гробовой роскоши. Гробы делаются кое-как, материал некачественный, доски сырые. Но уже в годы новой экономической политики, которая проводилась в 1920-е годы гробовое дело снова расцветает. Вновь возникают «гробовые войны» правда уже без былого масштаба.

Всерьез о гробовом деле правительство вспоминает лишь в 1939 году. Началась война, в следствии чего все ритуальные компании и мастерские становятся государственными. Внешний вид гробов приведен к жестким стандартам. Разрешалось использовать только еловые и берёзовые доски. Красить также можно было лишь в определенные цвета: синий, черный и красный.

В тоже время в Европе все дошло до абсурда. Гробы в виде кроссовок, огромных рыб,  огромных сигаретных пачек. Но то Европа, а то СССР. Увидеть былую роскошь гробов советский человек сможет лишь в 70-х годах.

Ну а дальше «лихие девяностые». Все жили хорошо, но как правило, недолго. Поэтому похороны в девяностых имели отдельный характер. Пышные банкеты, огромное количество дорогих машин, венков. Ну а гробы были настоящим произведением искусства. Таких дорогих и красочных гробов, кажется не было за всю историю их существования. Однако тема о малиновых пиджаках и безумных счетах уже совершенно другая история.

И вот мы плавно подошли к двадцать первому веку. На рынке ритуальных услуг вы можете найти все что угодно. От изделий, сделанных из дорогих, а порой и редких материалов, до самых простых и дешевых. Работы хватает всем. И дизайнерам, и мастеру резьбы по дереву, и даже отважным изобретателям. Так, придумали эко-гробы. Это гроб из обычного картона, который раскрашивает художник по желанию заказчика. Выглядит не хуже деревянного, а стоит намного дешевле. 

Также в последнее время очень актуально когда-то известная народная мудрость, которая гласила о том, что гроб себе нужно готовить смолоду. Поколение, родившееся в 70-80-е годы сейчас активно заключает договора с ритуальными фирмами. Заказывают памятники, гробы, венки и иногда даже плакальщиц. И это не шутка, а очень печальный факт. Дело в том, что данное поколение, к сожалению, совершенно не надеяться на своих детей. И не потому что не верят в их успех, а потому что видят, что дети не чтут традиций, игнорируют их или видоизменяют.

Тем временем, во всем цивилизованном мире, вовсю действует система заключения прижизненных договоров на предоставление ритуальных услуг и ритуального страхования. Возможно, из-за сложившийся ситуации в нашем обществе, нам тоже стоит внедрить подобную систему. Ведь сегодня, при организации похорон родные и близкие ушедших сталкиваются с необходимостью в сжатые временные сроки решить целый комплекс задач, находясь при этом в тяжелом психоэмоциональном состоянии. Оказываясь застигнутыми врасплох смертью близкого человека, граждане охотно слушают рекомендации внезапно оказавшихся на их пороге ритуальных агентов. И кто знает какой придет к вам: знающий свое дело и следующий традициям человек или же просто «товарищ», желающий как можно больше заработать на вашем горе. И в данном случае я соглашусь с мнением моих экспертных коллег, которые давно говорят о системном кризисе похоронной отрасли и необходимости скорейшего решения проблем ее функционирования. Что лучше: бегать, не зная куда и отдавать бешенные суммы или же позаботиться обо всем заблаговременно? В любом случае решать вам.