Любите ли вы черный юмор, так, как люблю его я? А я люблю его… осторожно.


Как и зачем смеяться над смертью?

Избыток черного юмора граничит с кощунством и цинизмом. А последние – родные братья животного всепоглощающего страха Смерти. Собственно, попытка осмеять что-либо – это способ понизить психологическую значимость того, что вызывает столь сильные эмоции, дистанцироваться от этого, а не бесстрашие и хладнокровие, как думают многие.

И еще, согласно некоторым психологическим теориям, движения смеха – резкие короткие выдохи: «ха-ха-ха» – символизируют отбрасывание чего-то, отказ от какого-либо содержания. Не зря в критических ситуациях, когда человек не может переварить увиденное или услышанное, вместо плача можно услышать истерический смех.

И все же… Без разрядки, без подшучивания и иронии никакое дело и никакая тема не станет комфортной. «Звериная серьезность» в совокупности с постоянными негативными эмоциями может довести до бессонницы и невротического ступора. Но до какой степени можно дойти, подшучивая над Смертью и всеми её атрибутами?

Как показывает практика, важно не то, как далеко можно зайти, а как и куда из этого юмора выйти.

«Я приму тебя таким, какой ты есть. Подпись: Морг», – шутка, которая произвела фурор среди моих знакомых. Здесь не нужны комментарии. Смерть нередко срывает маски, мало кому удается встретить её с умным и достойным выражением лица или такое выражение сохранить. Но ничего не поделаешь… Это время подведения итогов, время понимания, время формулировок. Биография умершего закончилась и уже не убавишь, не добавишь. Уже ничего не исправишь и есть только одна возможность: принять всё, как есть.

Одна из лучших черных комедий «Смерть на похоронах». Она погружает нас в дико смешную фантасмагорию, где перемешиваются жутковатые кадры (шевелящаяся крышка гроба) и гротеск (голый парень на крыше дома, объевшийся наркотиков). Вот что, оказывается, таилось в добропорядочной семье чопорных англичан. Срывание масок идёт беспрерывно: выясняется, кто с кем спал, кто кого подставил, несчастного покойника периодически роняют на пол…  Собственно, самый большой сюрприз преподносит именно он: выясняется, что он был геем, а его любовник-карлик принимается шантажировать семейство разоблачением, не отходя от гроба.

Критические статьи по поводу фильма заверяют, что подавляющее большинство людей во время просмотра этого фильма хохочет до слёз и икоты, а в конце по-настоящему рыдает.

Создатели фильма умудрились закончить на такой щемящей ноте, что невозможно не рыдать. Сын покойного говорит речь, которая стоит всего предыдущего кошмара. Он нашёл в себе мужество принять жизнь отца во всем её многообразии: кем бы ни был «на досуге», он всегда был любящим заботливым отцом, вырастил и поставил своих сыновей на ноги, помог им достичь успеха и процветания, и это дорогого стоит.

В этом суть талантливой чёрной комедии: снизить страх и отторжение неприятной тематики через комичные ситуации и вывести историю в человеческий аспект, помочь зрителям увидеть и проявить свою человечность.

В этом же и обаяние и фильмов Тарантино. Мультяшная жесть, кровища, летящие головы и конечности вдруг становятся фоном для удивительных человеческих качеств: достоинства, мужества, стойкости и способности любить. Их нельзя однозначно назвать комедиями, но свойственный этим фильмам черно-иронический подтекст смущает некоторых, по моему ощущению, ханжей. «Ну, нельзя же так…».

Ещё скажите, такими вещами не шутят. Шутить можно над чем угодно и как угодно. Вопрос – ради чего, и какие выводы затем делаются.

Серьезные художники знают, чем и во имя его они рискуют, зачем щекочут нам нервы шокирующими кадрами, зачем призывают посмеяться над тем, чего обычно боятся обыватели. Благодаря им, мы вдруг просыпаемся от спячки и понимаем: жизнь проходит и закончится рано или поздно, но ещё есть время любить, понимать, принимать, потому что на пороге смерти объём принятия может оказаться непосильным.

Народный юмор не отстает от высокохудожественного: множество анекдотов, садистских стишков и мемов может припомнить каждый. Несмотря на смущение, мы всё-таки смеёмся. Почему? Это народная смеховая культура, помогающая нам снизить накал неприятных переживаний.

Конечно, кого-то шокирует фраза из моего любимого садистского анекдота, сказанная мамой про ребенка: «Дохлый, потому и синий». Согласна, звучит ужасно. А не ужасны поступки матерей, убивающих детей или бросающих их на произвол судьбы? Скажу по психологическому секрету: все матери периодически испытывают приступы неукротимой агрессии по отношению к своим детям. Ребёнок украшает жизнь, но и сильно ограничивает свободу, изматывает, требует ответственности и взрослости, которая не всегда есть в наличии. Так не лучше ли виновато похихикать над анекдотом, чем скрипеть зубами, раздражаться, не говоря уже о кошмарных поступках, после которых нормальная жизнь уже невозможна?

Конечно, должен быть выбор. Шокирующий контент не всем по плечу. Даже в смягчённой юмористической оболочке.

Но мы должны помнить: хороший черный юмор помогает нам стать человечнее, терпимее, снимает страх и напряжение. Но не каждый готов к нам присоединиться и это надо уважать.

Теги: Ольга Заярная, авторская колонка, смерть, смеховая культура,



Поделиться: 


Вы можете авторизоваться на сайте через:  VkontakteYandexGoogle

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.