Телесенсация 2018 года – мрачный сериал «Кровавая Барыня» ударил по нервам большой страны, вызвал переполох в интернете. Такое море крови и Смерти просто не может оставаться без комментариев.


Есть женщины в русских селеньях…

Да уж, «вторая кнопка» удивила, так удивила. Вместо «ванильных» мелодрам нам показали полноценный триллер – с кровищей, глюками, небывало жестокими сценами. 

Мы лично держались за нашу кошку и шептали ей: «Киса, нам страшно!». Кошка смотрела на нас холодными зелеными глазами хищницы и словно бы говорила: «Подумаешь! Кровь, Смерть – что в этом такого?».

Потому что под ее шелковистой шкуркой течет кровь диких предков, которые, не задумываясь, вонзали длинные острые клыки в трепещущие тела жертв.

Может быть, и у нас под шелковистой шкуркой течет кровь варваров и убийц, и поэтому нас так примагнитила эта леденящая душу история?

Дарья Салтыкова – вечерний кошмар последних двух недель – столбовая дворянка собственноручно убила больше сотни человек, и часть этого кровавого пути нам показали во всей красе.   

В интернете раздаются возмущенные голоса: режиссер ищет злодейке оправдание!! Пытаются разжалобить зрителя…

Но я это вижу по-другому. Думаю, что нам предложили не оправдания, а версии. Какое же кино без версий? И в таких случаях всегда клинически интересно, а не растет ли рядом такая же погань? И еще, все же посмотреть в зеркало: не являются ли МОИ приступы ярости признаком того, что в какой-то момент я ТОЖЕ не смогу остановиться?  

Итак, версия первая – наследственное безумие. Нам показывают некрасивую историю с мамой Дарьи, подчеркивают психическую неустойчивость девочки – в общем, все готово к острому дебюту психического заболевания, который и настигает благородную даму в процессе её нелепого замужества. Но! Это возможная предпосылка, но не объяснение. Душевнобольные не способны на такой размах, такую изобретательность и изворотливость, эти люди социально и эмоционально беспомощны, способны только на отдельные акции. Не зря маньяки и серийные убийцы чаще всего бывают нормальными в психиатрическом смысле слова.     

Версия вторая – любовь и предательство. Красавица-дворянка была страстной особой, но счастья в любви так и не нашла. Более того, от нее бежали, ее использовали и даже пытались отравить – по версии фильма, ее первый и самый любимый возлюбленный. Невостребованная страсть, обида превратили юную особу в страшного монстра – как ни крути, часто наша месть достается не нашим обидчикам, а тому, кто доступнее. 

Страшно то, что полученное в этом процессе удовлетворение может войти в привычку. Разве некоторые люди, не смея возразить самодуру-начальнику, не срывают зло на членах семьи, собаках или даже просто пнув свою машину? Не умея защитить себя, они терроризируют других. Так и Дарья терроризировала своих крепостных. Безнаказанность и отсутствие организованного отпора растили ее террор до немыслимых масштабов.  В пользу этой версии говорит выбор жертв – Салтычиха расправлялась чаще всего с женщинами, как бы уничтожая в них разлучницу, которая лишила ее счастья. Но! Опять же, в отличие от клерка, замученного начальством, Салтыкова ни перед кем не пасовала. По версии фильма, она и императрицу ни во что не ставила. Учитывая то, что ее подводили именно мужчины, а не разлучницы как таковые, было бы уместно расправляться чаще с лицами мужского пола. 

Есть еще подверсии – жесткий прессинг со стороны братьев Салтыковых, который ускорил развитие паранойи и ожидание только враждебных действий от окружающих, запугивание ради власти над ситуацией…И так далее. 

Где-то в интернете даже прочитала про латентную гомосексуальность Салтыковой. Но, опять же, Дарья Николаевна попирала все человеческие нормы – что ей стоило реализовать свою склонность? Она ни в чем себе не отказывала. Никто бы и не пикнул – все лучше, чем мучительная Смерть. 

Мне представляется, что дело в другом. И в фильме я вижу свидетельства в пользу этой версии. Юному и страстному созданию с сильным характером не дали ни разу состоятся в собственном выборе – ее судьбу постоянно жестко ломали, обращаясь с ней как с бессловесной куклой. Хотела быть дома – отправили в монастырь, хотела принять постриг – вытащили в свет. С ходу влюбилась – выдали замуж за другого, постылого… И так далее. Если мы прочитаем труды по психологии маньяков, мы там найдем нечто подобное – кто-то, чаще всего близкие люди, ломали их, использовали, подавляли – лучший способ подарить миру безжалостное чудовище, особенно если здесь вмешаются сексуальные мотивы. 

И единственный вывод, который можно сделать (не зря же мы восемь вечеров покрывались холодным потом и прятали лицо в ладони)  – не надо решать что-либо вместо человека, пусть даже это ребенок. Насилие порождает только насилие. В том или ином виде. 

Умение отстоять себя, свой выбор – одно из самых важных социальных умений и его нужно развивать – у себя и у своих детей. Обращение с человеком как с бессловесной куклой, какими бы благими (или неблагими) ни были намерения, ведет к формированию «душевного нарыва», который при «благоприятных» обстоятельствах прорвется морем крови и ужаса. 

К счастью, маньяков не так много, как можно было бы подумать, исходя из внимания к ним кинематографа. Особенно мало среди них женщин. Для снятия всех социальных и биологических барьеров нужна огромная энергия, воля и изворотливость.

Но история Дарьи Салтыковой, между прочим, в реальности матери двоих детишек, доказывает – ничто человеческое женщинам не чуждо. И если уж дама возьмется «маньячить», то войдет в историю жестокостью и размахом преступлений.