Не всем москвичам нравятся напоминания о смерти на квитанциях оператора связи


Этические вопросы МГТС оставила без ответов

Жители столицы получают квитанции об оплате связи от МГТС («Московская городская телефонная сеть») с рекламой городской ритуальной службы. Об этом «Русскому дедлайну» рассказывают возмущенные клиенты компании. Как удало выяснить нашему изданию, дело не только в этической стороне вопроса. Есть основания полагать, что МГТС может создавать преференции ЗАО «Ритуал-Сервис» в ущерб другим представителям отрасли.  

 «Это возмутительно и даже оскорбительно, когда больному пенсионеру приносят квитанцию за телефон, в которой помимо счёта за связь подробная инструкция, рассказывающая как похоронить человека – всему есть уместные и неуместные места», - жалуется корреспонденту «Русского дедлайна» возмущенный читатель, дедушке которого пришла квитанция от связистов. 

И это не единственный случай обращения в нашу редакцию с этой темой. Действительно, мы пишем о похоронной отрасли и ритуальном бизнесе в России и мире, о чиновниках и коррупции в данной сфере, о не всегда добросовестной конкуренции между агентствами и… о монополистах. Порог чувствительности наших корреспондентов, наверно, такой же высокий, как у ритуальных агентов, смотрящих на смерть довольно цинично и без лишних эмоций. Для рядовых граждан же смерть – это трагедия, личная драма, которую приходится переживать не один месяц, а иногда и год. Часто уходу человека предшествует длительная борьба с болезнью или возрастными изменениями. И всегда – это душевный нарыв. Конечно, люди готовятся к смерти, думают о том, как будут организованы прощание и похороны, сколько это будет стоить и можно ли на этом будет сэкономить. Они ищут информацию в специализированных изданиях, вроде нашего, изучают рекламу в интернете и на специальных страницах изданий. Смерть и уход интересует почти всех, но сталкиваться с подобной информацией люди не любят. 

И вот, на бланках счетов москвичам предлагают «в трудную минуту» обратиться в официальную городскую службу «во избежание навязывания лишних услуг». Даже с тезисом про отсутствие навязанных услуг со стороны рекламируемой компании, пожалуй, можно было бы поспорить. Но вопрос в этичности самой рекламы. Хотя, как выяснилось, не только в ней. 

Дело в том, что эта реклама буквально навязана москвичам и «кричит» с каждой квитанции каждому абоненту МГТС. Следует отметить, что клиентами стационарной городской связи, тех самых «домашних телефонов» являются в первую очередь представители старшего поколения. И МГТС им будто бы намекает: «пора привыкать к земле»… Корректно ли это? Этично ли? Вопросы остаются открытыми… 

Но вопрос не только в этике, но и в том, что ФАС называет «защитой конкуренции». Как удалось выясниить корреспонденту «Русского дедлайна», не так давно одно из частных московских похоронных агентств, которое в отличие от ЗАО «Ритуал-Сервис», не связано с московскими властями, попыталось разместить аналогичную рекламу на тех самых квитанциях МГТС. Рекламное агентство, сделавшее запрос оператору связи вынуждено было отказать ритуальщикам: «МГТС не пропустила рекламу», - сказано в письме, копия которого есть в распоряжении редакции.

Реклама ЗАО «Ритуал-Сервис» (ritual.ru) формально не нарушает ФЗ «О рекламе» (нарушение антимонопольного законодательства, вероятно, оценит ФАС), но… в большинстве своем, традиционными квитанциями пользуются пожилые люди, и едва ли им приятно постоянно видеть напоминания о неизбежной кончине.

Впрочем, в МГТС считают иначе. Представитель компании Татьяна Мартьянова в ответе «Русскому дедлайну» называет рекламу «Ритуала» «информацией просветительского характера» и отмечает её важность ввиду многочисленных случаев мошенничества в похоронной отрасли.

«Относительно этой рекламной кампании мы уже получаем благодарственные письма от клиентов. В одном из них указано, что “доносимая информация имеет важное социальное значение, поскольку рассказывает, как правильно действовать в ситуации, о которой большинство предпочитает не знать – когда умер близкий человек. Надеемся, что размещение данной общественно значимой информации на платежках МГТС поможет людям не совершать ошибок”» — заявила г-жа Мартьянова.

На вопросы об этичности и о том, будет ли компания в дальнейшем размещать рекламу «Ритуала», в МГТС предпочли не отвечать.