Зачем столичное правительство бюрократизирует похоронное дело?


«Реновация» не только для живых москвичей

Участники рынка ритуальных услуг в недоумении от постановления мэра Москвы Сергея Собянина, вводящего новые правила установки надгробий на кладбищах. Теперь памятник нельзя будет поставить без долгого и сложного согласования при наличии точных линейных замеров, подробного описания проекта, сертификатов о безопасности используемых материалов и пакета документов от фирмы, которая будет оказывать услугу производства и установки. Данные требования – путь к бюрократическим проволочкам и коррупции в похоронной сфере, убеждены эксперты.

Постановление правительства Москвы (см. ниже), подписанное 30 мая 2017 года, о котором «Русский дедлайн» писал на прошлой неделе, вносит изменения в закон «О погребении и похоронном деле в Москве».

Согласно документу, для получения разрешения на установку любого надмогильного сооружения (памятника, ограды) необходимо предоставить не только копию удостоверения на захоронение и заявление на установку памятника, но и довольно внушительный пакет документов. Едва ли не на каждого работника, который будет участвовать в установке надгробия или оградки, нужно будет составить подробное досье. Компания, которая будет заниматься изготовлением и установкой сооружения так же должна будет предоставит пакет документов вплоть до выписки из УГРЮЛ.

Редакция «Русского дедлайна» обратилась за комментариями к участникам рынка. На условиях анонимности, директора похоронных бюро пояснили, что новые правила ударят по небольшим агентствам и сильно помогут ГБУ «Ритуал» увеличить свою долю рынка: бюджетное учреждение в глазах родственников усопших будет выглядеть, как предприятие с меньшими рисками отказа в установке надгробия. И даже возможная завышенная по сравнению с другими компаниями цена станет вторичным фактором.

Департамент торговли и услуг Москвы изменения в законе «О погребении и похоронном деле в Москве» пока не комментирует.

Эксперты правозащитной НКО «Верум» обращают внимание на целый ряд сомнительных пунктов в документе. По мнению юристов, «пункты Постановления существенно ущемляют права потребителей ритуальных услуг в Москве и нарушают антимонопольное законодательство в отношении равного доступа ритуальных организаций на похоронный рынок».

По оценке НКО «Верум», пунктом 1.1. устанавливается изменение срока кладбищенского периода по конкретным местам погребения по решению Департамента торговли и услуг города Москвы, в порядке, установленном Департаментом. Эта новелла имеет корни в ч.4 ст.23 Закона города Москвы «О погребении и похоронном деле в городе Москве» от 04.06.1997 №11, где говорится, что захоронение в одну и ту же могилу разрешается по прошествии пятнадцати лет с момента предыдущего захоронения, а уменьшение или увеличение этого срока по конкретным местам погребения допускается по решению органов исполнительной власти города Москвы. Собственно, в новом Постановлении уточняется лишь конкретный орган исполнительный власти, уполномоченный на изменение срока кладбищенского периода. Федеральное законодательство в этой области не содержит четкого определения кладбищенского периода и его срока, позволяя регионам самим его определять.

В пунктах 1.3. и 1.4. не указано, каким образом должно быть выдано такое полномочие – в простой письменной форме или же доверенность должна быть нотариально заверена, или может быть заверена администрацией кладбища? Стоит учесть, что если речь идет о нотариальной доверенности, то это накладывает дополнительные финансовые затраты на ответственного за захоронение, - отмечают правозащитники.

 Пункт 1.5. Постановления существенно бюрократизирует отношения населения с администрацией кладбища. Ряд изменений, вводимых этим пунктом устанавливает дополнительные требования, по сравнению с действующими, к гражданам, собирающимся возвести надмогильные сооружения на могиле своих родственников, возвести ограду или другие хозяйственные, или архитектурные сооружения. Причем, если некоторые пункты выглядят вполне логично и обоснованно – например, копия удостоверения на захоронение, заявление на установку надмогильного сооружения, то большинство других вызывают большие вопросы. В частности, Постановлением предлагается для установки памятника на могиле собрать целый пакет документов, относящихся к юридическому лицу, занимающемуся установкой памятника, а также относящихся к лицу – изготовителю, вплоть до перечня работников с приложением приказов об их назначении, предлагается приложить Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, копию договора между заказчиком и организацией-установщиком, копии свидетельства о регистрации транспортных средств, используемых при установке, копии документов, подтверждающих безопасность используемых при производстве надмогильных сооружений (протокол лабораторных испытаний и пр.). Также нужно будет прикладывать проект надмогильного сооружения.

  При этом в Постановлении указывается ряд обстоятельств, при которых администрация кладбища вправе будет отказать в установке памятника, например, при отсутствии одного из вышеуказанных документов или же при несоответствии проекта надмогильного сооружения архитектурному решению кладбища.

 Следует учесть, говорят юристы, что часть требований, в частности о предоставлении документов, подтверждающих трудовые отношения, нуждаются в дополнительном анализе, поскольку возможно противоречат трудовому законодательству и законодательству о персональных данных. Соблюдение требований, указанных в этом пункте Постановления, может привести к коррумпированности данной отрасли, поскольку у небольших компаний могут возникнуть сложности по предоставлению полного пакета документов. Да и граждане будут охотней обращаться в организации, которые точно получат разрешение на установку памятника, несмотря на завышенные цены, чтобы установить надмогильное сооружение без проволочек.

К тому же требований по наличию архитектурного решения кладбища не существует, это также ограничивает свободу выбора потребителя. Речь об этом может идти только на статусных кладбищах, если участки предоставляются с типовыми намогильными сооружениями, например, военно-мемориальные кладбища и участки (это оговорено в положениях об этих местах захоронения).

Также Постановление содержит ряд избыточных пунктов. Пункт 3.3(1).6 указывает, что для получения разрешения на установку надмогильного сооружения организации необходимо предоставить выписку из ЕГРЮЛ, в то время как для данного вида деятельности достаточно предоставить копию свидетельства о регистрации и ИНН предприятия.

Пункт 3.3(1).9 постановляет предоставлять для въезда на кладбище копию регистрации транспортных средств и прицепов, хотя – и это логично - предъявить техпаспорт на авто.

Пункт 3.3(1).11, касающийся документов по безопасности используемых для возведения надмогильных сооружений материалов, также избыточный, поскольку таких документов нет, в т.ч. и у самого ГБУ «Ритуал».

«Русский дедлайн» будет следить за развитием событий вокруг кладбищенской реновации Сергея Собянина.